Две книги о портретной фотографии «Портретная фотография». Франц Фидлер (1960) «Портретная фотография». Марк Клейгорн (2007) Предисловие автора Франц Фидлер Эта книга трактует о фотографическом портрете в аспекте профессиональной стороны его изготовления. Книга имеет своей целью служить руководством при освоении технических основ, на которых построен данный вид искусства. К важнейшим средствам, содействующим созданию качественного изображения, относятся: обращение с портретируемым человеком, углубление в его внешность и внутреннее содержание, законы построения портрета (композиция) и управление источниками света. Книга стремится передать изучающему портретную фотографию надежные основания и тем самым оказать помощь широкому кругу читателей. Автор прибегает при обсуждении важнейших вопросов к несложному членению разделов книги и тесной увязке текста с рисунками. Такой способ изложения материала принят им с целью преподнести его в виде основанных на практике указаний, которые могут быть непосредственно применены читателем в его повседневной деятельности и использованы им для дальнейшего развития таковой. Поэтому выбор рисунков преследует цель показать не отдельные высокие достижения, а работы, поясняющие и документально подтверждающие применение на практике упомянутых указаний, то есть такие произведения, которые иллюстрируют практическое осуществление сказанного в тексте. Меткая иллюстрация дольше сохраняется в памяти и может, при условии правильного ее использования, служить хорошим подкреплением и разъяснением смысла, изложенного словами. Несмотря на то, что за последнее время в профессиональной портретной фотографии отмечается некоторый регресс, объясняемый проникновением в эту профессию меркантильных тенденций, все же нельзя не констатировать наличия в области портретной фотографии многообещающего подъема, который должен привести к дальнейшему ее развитию. Наше молодое поколение необходимо направить на путь, воспитывающий в нем стремление к повышению своей успеваемости в предстоящем ему счастливом будущем. Надо открыто признаться в том, что и в интересующей нас отрасли деятельности продолжают еще существовать устарелые понятия, которые следует убрать с дороги. Содержащиеся в книге указания обращены преимущественно к тем читателям, которые, работая на поприще фотографии без предварительной художественной подготовки и соответствующего обучения, стремятся к углублению стиля создаваемых ими произведений. Предисловие к переводу Фотографический портрет является наиболее распространенным жанром светописного искусства. Этому жанру посвящают свой труд не только фотографы-профессионалы, количество которых огромно, но и масса фотолюбителей. Однако фотографический портрет относится к одному из сложнейших видов съемки, так как творческая задача по созданию портрета часто должна быть решена в доли секунды. Рост общей культуры в стране и непрерывное стремление к повышению качества продукции, в том числе фотографических портретов, которые изготовляют в ателье, обязывают фотографов-профессионалов более критически подойти к своей работе. Во многих профессиональных ателье до сих пор предпочитают пользоваться стандартным освещением, стандартными позами и такой ретушью, что «фотокарточки», созданные в этих условиях, представляют собой изображения, похожие друг на друга по застывшим позам, и напоминают гипсовые маски. Книга «Портретная фотография» Франца Фидлера не претендует быть учебником фотографии, и в книге нет «рецептов», обеспечивающих получение отличных портретов. Автор, обладающий большим практическим опытом, анализируя фотографические портреты и рассказывая о том, как они создавались, стремился лишь натолкнуть фотографа на вдумчивое и творческое отношение к процессу создания изображения человека. Советы по технике фотографии также направлены к положительному решению поставленных задач. К недостаткам книги следует отнести то, что в ней не отражен огромный вклад, который сделали фотографы России и Советского Союза в дело развития фотографии. Общеизвестно, что буквально с первого дня открытия фотографии русские умельцы А. Ф. Греков, С. Л. Левицкий, В. А. Каррик и другие приняли самое активное участие в ее развитии. Нельзя не напомнить о таких блестящих мастерах фотографического портрета, как А. О. Карелин, А. И. Деньер, М. Б. Тулинов, С. Г. Соловьев, М. П. Дмитриев, С. А. Лобовиков, М. С. Наппельбаум, С. К. Иванов-Аллилуев, А. П. Штеренберг и многие другие. Портретная фотография / Франц Фидлер ; Перевод с немецкого А. Г. Земмера; Предисловие к переводу и редакция кандидата технических наук Е. А. Иофиса. — Москва : Всесоюзное кооперативное издательство, 1960. — 169 с., ил. *** «Портретная фотография». Марк Клейгорн Портретная фотография — это не только престижная съемка VIP-персон на обложки модных журналов, это сложная работа профессионала, требующая большого внимания к заказчику и уверенного владения техникой и вспомогательными средствами. В съемке важно все — поза, жест, направление взгляда, выбранный ракурс, правильное освещение. Управление светом имеет приоритетное значение в работе над портретом. Правильно поставленный, он подчеркнет значимые черты человеческого лица или тела, сгладит излишне резкие линии, создаст нужную атмосферу готовой работы. Эта книга будет полезна всем фотолюбителям, которые снимают портреты своих близких. Но в первую очередь она необходима тем, кто хотел бы сделать портретную фотографию своей профессией и намерен в этом совершенствоваться. Книга выходит под редакцией Александра Лапина — известнейшего российского фотографа, исследователя, преподавателя, признанного мастера в области фотоискусства.

Теги других блогов: портретная фотография